Монастырь… Для кого-то это светлое, чистое или загадочное, для кого-то – странное, а то и вовсе пугающее слово. Но в любом случае каждый человек реагирует на это слово эмоционально.
 
На большинстве экскурсий по какой-либо местности можно часто услышать, что здесь когда-то стоял монастырь. Это звучит как особый указатель. Так, потом начинают перечислять, что было на этом месте после монастыря – склад, конюшня, музей и т.д. Однако в память намертво впечатывается, что там был именно монастырь. Все, что было после монастыря, служит как бы фоном. Это быстро забывается, а вот то, что там стоял монастырь не забывается ни у кого.
 
Для большинства жителей постсоветского территориального пространства монастырь ассоциируется с чем-то коварным более или менее прикрытым благочестием. Вспомнить хотя бы знаменитый советский бестселлер «Гардемарины вперед», где бедняжку Софью насильно хотят постричь в монахини, дабы отнять в пользу монастыря ее имение. Ладно, свежеиспеченный жених с друзьями поспевает вовремя и освобождает девицу от столь «ужасной» участи. В общем, антирелигиозной, а соответственно, антимонастырской пропаганды было много.
 
О монастырях, монахинях, насельниках и насельницах монастыря у многих сложилось мнение как об угрюмых личностях, живущих в своем ограниченном мирке, с которыми, и поговорить – то особо не о чем.
 
Тем не менее, времена меняются. Слава Богу, восстанавливаются и монастырские обители. Народ начинает узнавать о жизни в монастырях – кто из православной литературы, кто из Интернета и других медиасредств, кто - из разговоров друзей и знакомых, а кто –то едет в паломническую поездку сам и переживает свой мизерный, но яркий опыт пребывания в монастыре.
 
«Это совсем другой мир» - услышала я от своей подруги почти двадцать лет назад. Помню, она впервые привела меня на исповедь и причастие в только что открывшийся тогда в Самаре Иверский монастырь. Мы были в то время студентками второго курса технического университете. Я стояла на службе и ничего не понимала. Мне было и трудно и хорошо одновременно.
 
Выходя из монастыря, я с удивлением рассматривала монахинь. Хотя мне было легко и радостно на душе, я все же недоумевала: как они оставили «все» и ушли в монастырь? Через некоторое время, как-то раз после исповеди, батюшка вдруг совершенно неожиданно для меня предложил : «А ты приходи к нам, поживи. Посмотришь, как мы живем. Когда у тебя каникулы? Вот и приходи». Это было как гром среди ясного неба. Ведь я тогда не интересовалась жизнью в монастыре – говорила о своих проблемах. Предложение прозвучало для меня заманчиво. Я воодушевилась мыслью пожить несколько дней в женском монастыре. Но, увы, этого воодушевления до каникул-то как раз и не хватило.
 
«Это совсем другой мир» - повторяю я слова своей подруги почти двадцать лет спустя, все же пожив несколько дней, но теперь уже, в Свято – Никольском женском монастыре близ г. Пугачев Саратовской области. Это мир, где особенно чувствуется благодать Божия. Мир, где нелицемерно, а действительно соблюдают заповеди Божии.
 
Ты вдруг попадаешь в особую атмосферу добра и любви. В атмосферу не вежливости и учтивости, а доброжелательности, не лицедейства, а искреннего уважения. Ты попадаешь в семью, в круг друзей, где каждый готов и хочет тебе помочь. Тебе интересно, ты осознаешь, что эти люди много знают, понимают, тонко чувствуют. Хочу особенно отметить, что монахини удивительно глубоко могут проникнуть в суть проблемы, получше любого психолога. В разговоре чувствуется мудрость, разумность, логичность рассуждений.
 
Там не услышишь «это твои проблемы» или «каждый сам за себя» или еще что-то в подобном формате. Там тебя не осудят, а наоборот – пожалеют, постараются что-то подсказать, как-то помочь. Нет, не стоит думать, что там гостей «носят на руках», с целью показать как все у них хорошо и какие они (монахини) замечательные. С елейным выражением лица и очумело –радостной улыбкой в тридцать два зуба, вас там точно никто не встретит. А во время послушания за нерадивость могут и отругать. Но отругают справедливо и удивительно беззлобно. И тут же снова по-хорошему, тут же забывают и никогда не вспоминают о твоей оплошности, будто и не было ее совсем. Сразу становиться стыдно за себя и просто никак не получается обидеться.
 
Пожив немного, начинаешь догадываться, что жизнь монахинь это постоянная молитва, постоянный труд. Особенно молитва. В народе говорят, что труднее всего ждать, догонять и молиться Богу. Вызывает восхищение, как это монахини так много трудятся, молятся, а будто и не устают. Всегда бодрые, приветливые, какие-то светлые, легкие.
 
И вот приходит время возвращаться домой. Выходишь из стен монастыря и понимаешь, что с тобой что-то произошло. Вдруг смущает чья-то вальяжная поза или вдруг режет ухо, когда-то любимая рок-музыка. Вообще, на все смотришь не так, как до посещения монастыря.
Кажется, у Визбора есть слова: «…Мое сердце осталось в Фанских горах…», а мое сердце осталось в монастыре, который, стоит у извилистой речки Иргиз, и душа будет свято хранить память о тихом и светлом счастье, испытанном в Свято-Никольском женском монастыре.
 
Паломница Елена из г. Самары 2014г.